Информация Росреестра

 

«Как через электронные сервисы на официальном сайте Росреестра можно  получить выписку о лицензии на геодезическую и картографическую деятельность»

 

В соответствии с Положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1126, лицензированию подлежат следующие виды геодезических и картографических работ:

- Определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля;

- Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов;

- Создание государственных геодезических сетей;

- Создание государственных нивелирных сетей;

- Создание государственных гравиметрических сетей;

- Создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций;

- Установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации;

- Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.

Лицензия на геодезическую и картографическую деятельность не предоставляется на бумажном носителе. Факт предоставления документа фиксируется в электронном реестре лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности, расположенном на сайте Росреестра.     Организациям, получившим или переоформившим такую лицензию, направляется соответствующее уведомление.

Заявление о предоставлении лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности или внесении изменений в Реестр лицензий подаётся только в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг «Госуслуги».

Также предусмотрена возможность получения бесплатной выписки из реестра лицензий в электронном формате по желанию заявителя. Выдача выписки производится всем лицам, а не только лицензиату. На портале Госуслуг реализована единая форма, в рамках которой заявитель может подать заявление на получение выписки по любому виду лицензирования. Указанная форма размещена по ссылке: https://www.gosuslugi.ru/600309/1/form.

Выписка носит исключительно информационный характер и подтверждает актуальность сведений на момент ее выдачи. При противоречии информации, содержащейся в выписке из реестра лицензий и в реестре лицензий, юридическое значение имеет информация, содержащаяся в реестре лицензий.

По вопросам лицензирования геодезических и картографических работ можно обратиться в Управление Росреестра по Томской области по номеру телефона 8(3822)51-36-22.

 


 

 

«Внесены законодательные изменения, упрощающие регистрацию объектов незавершенного строительства»

 

04.08.2023 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2023 № 368-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающий упрощённую процедуру государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты незавершённого строительства (ОНС), включённые в федеральный или региональный реестр незавершённых объектов капитального строительства (реестр ОНС).

Так, в силу части 22 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на ОНС, который включен в реестр ОНС, осуществляются без подготовки технического плана на основании  декларации об объекте недвижимости, в которой указываются основания включения ОНС в соответствующий реестр.

Обращаем внимание, что введенный упрощенный порядок осуществления учетно-регистрационных действий распространяется исключительно на ОНС, включенные в реестр ОНС и, соответственно, в результате осуществляется государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

Упрощённый порядок регистрации заключается также еще и в том, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права на такой земельный участок под ОНС в ЕГРН не требуются.

В дальнейшем государственная регистрация перехода права на ОНС, возникшего на основании сделок, ограничения права на ОНС или обременения ОНС, а также сделок с указанным ОНС, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только после уточнения сведений ЕГРН о таком ОНС по результатам выполнения кадастровых работ (часть 23 статьи 40 Закона № 218-ФЗ). В указанном случае при выполнении кадастровых работ и подготовке технического плана используется соответствующая документация (разрешительная и (или) проектная).

В отношении иных ОНС (не включенных в реестр ОНС) применению подлежит общий порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (в т.ч. предусматривающий подготовку технического плана и представление в орган регистрации прав правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен ОНС).

 


 

 

 

«Внесение изменений в характеристики жилого дома, вследствие его реконструкции»

         Действующим законодательством предусмотрено осуществление кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в упрощенном порядке, как в случае создания (строительства) объекта индивидуального жилищного строительства, так и образования его в результате реконструкции.

Такой порядок действует в отношении домов, созданных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующих параметрам объекта индивидуального жилищного строительства.

Чтобы соответствовать таким параметрам, объект должен быть отдельно стоящим зданием с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначенным для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Неважно, как называется объект - "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом". Все эти понятия равнозначны.

Упрощенным порядок называется, так как предполагает предоставление меньшего количества документов. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав проводятся на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. В том случае, если право на земельный участок зарегистрировано, то документ на земельный участок предоставлять не требуется.

В случае, если собственником жилого дома проведена его реконструкция, путем возведения к нему пристроев, и земельный участок с указанным выше назначением, на котором расположен дом принадлежит собственнику жилого дома, то он может воспользоваться упрощенным порядком. Собственнику реконструированного жилого дома необходимо обратиться за внесением изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), представив технический план, подготовленный кадастровым инженером.

Хотя период действия упрощенного порядка продлен до 1 марта 2031 года, но нет смысла затягивать процесс, лучше своевременно привести документы на свою недвижимость в порядок. Это позволит избежать проблем при отчуждении реконструированных домов, а также с налогообложением, с оформлением прав при наследовании, оформлением ипотеки и т.д.

 


 

 

«Что делать, если вы получили предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований?»

 

Одной из мер профилактики нарушений земельного законодательства является объявление контрольным (надзорным) органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережения выносятся в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований.

Например, собственник земельного участка планирует использовать его не по целевому назначению – разместить станцию техобслуживания на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома. Так, при осмотре земельного участка могут быть установлены признаки готовящегося нарушения: осуществление строительства нового объекта, нахождение рекламных плакатов, согласно которым на земельном участке планируется открытие станции техобслуживания.

В этом случае усматривается готовящееся нарушение – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его видом разрешенного использования, за совершение которого предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выдавая в таких случаях предостережение контрольный (надзорный) орган не констатирует, что в деятельности лица уже есть нарушение, а лишь указывает лицу на недопустимость возможного неправомерного поведения. При этом в предостережении указывается какое конкретно поведение (действие) лица может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку при вынесении предостережения факт нарушения не установлен, то дело об административном правонарушении по результатам вынесения предостережения не возбуждается.

В этом и состоит смысл профилактики нарушений: не реагировать по факту выявленного нарушения путем привлечения нарушителей к административной ответственности, а предпринять меры в целях недопущения совершения административного правонарушения.

Предостережение должно содержать предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Таким образом, при получении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо не обязано представлять в контрольный (надзорный) орган какой-либо отчет об исполнении им мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в т.ч. принимались ли им такие меры и какие именно.

Поскольку законодательством не предусмотрена обязанность представления информации об исполнении предостережения, то не установлена ответственность за ее непредставление в контрольный (надзорный) орган.

В связи с чем, при получении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, контролируемое лицо должно проверить, действительно ли на его земельном участке имеется нарушение, на признаки которого указано в предостережении. В случае, если нарушение имеется, его необходимо устранить.

Если в предостережении указано на признаки нарушения границ земельного участка, то актуальность таких границ (т.е. соотнесение фактических границ земельного участка, со сведениями о границах, установленных в ЕГРН) можно проверить путём проведения работ по выносу границ в натуру, для чего можно обратиться за услугами к геодезисту или кадастровому инженеру. Данные специалисты непосредственно на земельном участке смогут указать, где должна проходить граница и тогда наглядно будет видно, имеется ли нарушение границы.

В случае если в предостережении указано на признаки нарушения в виде нецелевого использования земельного участка, то необходимо прекратить нецелевую деятельность на участке или привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с деятельностью, осуществляемой на таком участке (с внесением сведений в ЕГРН).

Таким образом, предостережение – это разъяснение контрольного (надзорного) органа по конкретным обстоятельствам с указанием возможных негативных последствий для граждан в случае совершения ими административного правонарушения.

Как отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова, предостережение по своей сути является формой наименее обременительного воздействия контрольного (надзорного) органа для граждан, нежели привлечение их к административной ответственности. В тоже время, если лицо, которому объявлено предостережение будет игнорировать предостережение и будет осуществлять действия, которые приведут к совершению административного правонарушения, то такое лицо будет подлежать административной ответственности с назначением административного наказания.

 


 

 

«Сведения о ранее возникших правах на недвижимость можно внести в ЕГРН бесплатно»

 

Ранее возникшие права – это права, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998.

Такие права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). То есть выданные в 90-х годах государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на объекты недвижимости, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Они подтверждают наличие ранее возникших прав.

Однако автоматически сведения о ранее возникших правах в ЕГРН не вносились. Государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя.

Основным существенным отличием прав, сведения о которых содержатся в ЕГРН, от ранее возникших прав (сведения о которых в реестре недвижимости, соответственно, отсутствуют) является возможность подтверждения достоверности сведений о недвижимости, в том числе посредством получения выписок из ЕГРН, что исключает возможные споры о праве на такое имущество. Так, при утрате документов, подтверждающих право собственности на квартиру, жилой дом и т.п., достаточно запросить выписку о содержании правоустанавливающих документов либо копию такого документа, хранящегося в органе регистрации прав.

С 01.01.2021 вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми жителям России больше не нужно платить государственную пошлину при внесении в ЕГРН записи о регистрации ранее возникших прав на объекты недвижимости.

Для того чтобы зарегистрировать ранее возникшее право, необходимо обратиться в многофункциональный центр, представив имеющийся на руках правоустанавливающий документ на объект недвижимости, содержащий отметку о ранее зарегистрированном праве (штамп  БТИ), или, если объектом недвижимости является земельный участок, государственный акт или свидетельство о праве на землю.

 Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова:

«Зарегистрировать ранее возникшее право в ЕГРН – значит защитить свое имущество, поскольку наличие сведений в ЕГРН гарантирует признание и подтверждение государством прав на объект недвижимости.

Кроме того, только при наличии записи о ранее возникшем праве в ЕГРН можно воспользоваться таким дополнительным способом защиты своего имущества от мошеннических действий, как подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя»

 

 

Просмотров: 368
Источник: Управление Росреестра по Томской области